Анна Щербинина, ювелир и ведущий инженер Инжинирингового Центра Быстрого Прототипирования Высокой Сложности, поделилась с редакцией Jewellery Mag эксклюзивным интервью с Виктором Тузлуковым — мастером-огранщиком высочайшего уровня. Нашим читателям работы Виктора безусловно знакомы — благодаря их с Ильгизом Фазулзяновым творческому союзу родилось множество великолепных украшений с ограненным жемчугом.
Предлагаем узнать побольше о жизни и творчестве Виктора, и, конечно, полюбоваться на невероятно красивые драгоценные камни, преобразившиеся в руках мастера.
Анна Щербинина: Виктор, ваш путь к огранке очень интересен. У вас три образования: инженер-судоводитель, экономист и, наконец, геммолог. Расскажите, как вы пришли к геммологии и огранке?
Виктор Тузлуков: Оглядываясь назад, я понимаю, что все этапы моей жизни были подчинены одному направлению, как мозаика складывается из разных кусочков, так и вся моя жизнь складывается в одну линию.
Когда мы учились в морском училище, нам сказали, что формула идеального штурмана — это точность плюс аккуратность плюс внимательность в квадрате плюс самоконтроль в кубе. Теперь вспомним про огранку — разве не то же самое? (улыбается). Именно тогда были заложены основы тех качеств, которые сейчас нужны мне в работе. Без них невозможно. В свою очередь, экономика помогла видеть и прогнозировать состояние рынка.
Кроме того, некоторое время после окончания училища я работал программистом и сейчас во всем (вольно или невольно) создаю алгоритмы, которые помогают достичь целей. Без этих строгих алгоритмов и схем было бы сложнее.
Так почему же именно геммология?
Камни всегда притягивали меня. С раннего детства я коллекционировал простые образцы, которые находил, гуляя по берегу реки. Однажды, совершенно случайно, как и все необходимое, что происходит в жизни, меня познакомили с человеком, который занимался огранкой в качестве хобби. Этот человек показал мне процесс огранки камней, я решил попробовать. Купил ограночный станок. Он долго стоял без дела, поскольку я не решался начать.
Серьезно я занялся огранкой порядка 10 лет назад, 2005−2006 годы. Тогда я узнал, что в Америке существует Гильдия Огранщиков — вроде клуба по интересам, непрофессиональное сообщество, объединяющее абсолютно разных людей, для которых огранка — хобби. Благодаря тому, что огранка не является их работой, они могут позволить себе потратить на один камень столько времени, сколько он потребует. Профессиональный огранщик никогда не сделает работу подобного уровня, ему просто не нужно так делать. Рынок требует гранить быстро, много и плохо.
Где вы учились гранить камни?
Самостоятельно. Частично из интернета и книг.
Сколько времени требуется, чтобы научиться гранить камни?
Однажды я спросил Президента Американской Гильдии Огранщиков (высочайшего класса огранщик), сколько времени ему потребовалось, чтобы научиться гранить? Он ответил: с нуля до мастера — 3 месяца. Я удивился и сказал, что, видимо, у него были хорошие учителя, но он ответил, что он учился сам. Меня это очень впечатлило.
Расскажите о соревнованиях, в которых вы участвовали?
2006 год — мои первые соревнования. Они проходили в Америке по 4 уровням: Новичок, Пре-мастер, Мастер и Гранд-мастер. Тогда я сразу участвовал как Пре-мастер. Получил неплохую оценку — 93 с лишним балла из 100 возможных, — которая позволила мне участвовать в следующем году в категории Мастеров, оценка также была выше 93 баллов.
Огранщики, имеющие 2 аттестованных камня, не менее 85 баллов каждый, могут участвовать в Международных соревнованиях по огранке в Австралии, имеющих статус мирового чемпионата. В 2008 году я принял в них участие. Необходимо было сделать три камня, каждый из которых также оценивался по 100-балльной системе. На этом конкурсе я сознательно оставил некоторые дефекты огранки и, получив результаты, с удовлетворением заметил, что судьи что-то из них не увидели.
Участие в Австралийском Чемпионате позволило мне участвовать в Американских соревнованиях в категории Гранд-мастер. На тот момент ни одного аттестованного Гранд-мастера не было. Состав участников был очень сильный. Все они получили более 99 баллов из ста. У меня было ровно сто. Впервые в истории этих соревнований был получен такой результат. Для меня это было неожиданно и радостно — я понимал, что повторить его можно, а превзойти — уже нет. После этого я перестал участвовать в этих соревнованиях, сделав лишь одно исключение — в 2014 году я снова выступал в классе «Гранд-Мастер», чтобы поддержать своих учеников, которые с блеском выступили в классе «Новичок», заняв все призовые места и намного опередив по результатам остальных участников. В 2010 году я снова отправил камни на Австралийский Чемпионат. Полученный результат не был достигнут ранее и не превзойден до сих пор. В том году у меня было 299,17 балла из 300 возможных. Это мое высшее достижение в спортивной огранке.
Вы упомянули Гильдию Огранщиков, есть ли в России подобные сообщества?
Да, в 2011 году после триумфального для меня Чемпионата мира в Австралии я организовал Гильдию огранщиков в России. Нами были проведено два соревнования. Второй конкурс был международный, участвовало 5 стран. К сожалению, более соревнования не проводились из-за серьезной проблемы с доставкой камней в Россию.
Виктор, одно из ваших достижений — коллекция камней «Философский камень», каждый образец которой является вашей авторской огранкой. Расскажите, как рождались идеи дизайна огранок, чем были навеяны?
Всегда по-разному. Первая огранка из этой коллекции, созданная мной — «Победитель». Она похожа на льва, но, вглядываясь в нее, я понял, что лев может быть не просто львом, а символом, выразителем идеи. Так родилась первая притча. Когда возникла идея сделать этот камень, я еще не понимал, насколько глубоко будет значение этой работы. После «Победителя» возник замысел коллекции.
Камни были задуманы независимо друг от друга. Каждый камень содержал один или несколько символов в рисунке своих граней. К каждому камню была написана притча, разворачивающая этот символ в определенную философскую концепцию. Первоначально в коллекции было семь камней, теперь десять. Порядок их не случаен:
1-й камень «Великое в малом». В спиральном рисунке граней угадывается образ галактики — космос, пространство, изначальное и беспредельное ВСЕ;
2-й камень «Капля жизни» символизирует появление первого трепета жизни в беспредельном пространстве;
3-й — «Сердце планеты»: капля жизни формируется в планету;
4-й — «Победитель» (тот самый, в форме головы льва): на планете расцветает жизнь, возникают животные и человек;
5-й — «Прикосновение к совершенству»: в рисунке граней отчетливо виден цветок лотоса, покоящийся на нескольких параллельных гранях, словно на водах Жизни — человек уходит в творчество;
6-й — «Постижение мудрости»: через творчество человек постигает мудрость, и, наконец, постигая мудрость, человек обретает сокровище. «Сокровище Мира» — 7-й камень коллекции. Он изображает драгоценный камень, видимый сбоку, за которым загадочно мерцает звезда, словно говоря, что за видимыми внешне материальными благами может скрываться нечто высшее, и что однажды человеку нужно сделать выбор и назвать свое главное Сокровище…
Это семь стадий эволюции — назовем ее материальной. Обратите внимание, форма этих семи камней нестандартная. Три других камня вроде бы стандартной формы: квадрат, треугольник, круг. Если поставить их рядом, можно угадать латинские буквы. И сложить из них слово ДАО (DAO) — «путь».
Квадрат — «Рождение звезды». Притча говорит о пробуждении духа в человеке.
Треугольный камень «Великая жертва» — об отречении от земного в пользу духовного.
И, наконец, последний — «Тайна мироздания» (круг). В этом дизайне не случайно две шестиконечные звезды: внутренняя и внешняя. Внешняя звезда — это космос, внутренняя — человек. Внутренняя звезда органично вписана во внешнюю и отражает ее. Притча говорит о том, что человек носит в себе тайну мироздания, но без единения с окружающим Миром он не может прикоснуться к ней.
На пути к познанию, человеку необходимо пройти три ступени: пробуждение, отречение, преображение, что соответствует христианским Рождеству, Распятию и Воскресению. Три эти стадии отражены в последних камнях.
Название коллекции «Философский камень» неоднозначно. В притчах каждый видит свое, они каждому дают по сознанию. Древние понимали философский камень как нечто, способное превращать любой металл в золото. Если под металлом понимать человеческое сознание, а под золотом — его высшее духовное состояние, приобретенное путем размышления, осмысления, постижения, то название коллекции приобретает особый смысл. «Философский камень» — это не камни, не притчи, не дизайн — это повод поговорить с человеком о его пути и его месте во Вселенной.
Камни для огранки выбирались с каким-то смыслом? Ведь издревле считалось, что разные камни могут служить оберегами и талисманами?
А на самом деле одни и те же камни могли нести как благословение, так и проклятие. Нет, значение материала не важно. Я исходил из возможностей. Слишком маленькие камни не смотрелись бы на выставке, поэтому средний вес одного камня коллекции — 50−70 карат. Все камни коллекции натуральные, материал — разного цвета кварц, топаз, берилл, сподумен, скаполит.
Что было первоочередным: литературные образы или дизайн огранок?
По-разному, например, для камня «Великая жертва» сперва была написана притча. И только после того, как появились камни «Рождение звезды» и «Тайна мироздания», я понял, что камень обязательно должен быть треугольным, и в треугольнике обязательно должен быть крест, заключенный в круг. Не спрашивайте почему — объяснение этих символов выходит за рамки нашего интервью.
Виктор, вы являетесь одним из немногих огранщиков, способных гранить жемчуг. Расскажите об этом подробнее, как Вы пришли к огранке жемчуга?
Добавлю: одним из немногих, способных гранить жемчуг хорошо. В Китае множество огранщиков, которые придают форму некачественным жемчужинам. Такой жемчуг потом продается оптом по 5 долларов за нитку. Мы с вами говорим о другом — о высокоточной огранке. Впервые я увидел ограненный жемчуг в исполнении Эдуарда Ахметшина в начале двухтысячных. Меня очень вдохновило ощущение выпуклости граней, которые на самом деле плоские.
Сам же я начал гранить жемчуг, когда прошел первые соревнования, когда научился смотреть на камень глазами судьи. К тому времени я уже не мог делать плохо. Я постарался точно выдержать плоскости граней, обеспечить их схождение и зеркальную полировку, острые ребра, не отражающие свет… Материал очень трудный, мягкий, на нем нельзя ошибаться.
Много ли огранщиков, которые могут качественно гранить жемчуг?
Насколько я знаю, так гранить не может никто. Хотя есть огранщики, которые подошли близко.
Какого размера должна быть жемчужина, чтобы ее огранить?
Теоретически — от трех миллиметров. Но оптимальный размер для огранки — 14−16 мм. Самая большая жемчужина, которую я огранил была 18-миллиметровой черного цвета.
Как вы определяете, как именно гранить жемчуг?
Я использую тот дизайн, что мне больше нравится, или тот, что просит заказчик. Чаще всего использую дизайн американца Боба Келлера Rose Sphere, с характерными треугольными гранями. Эта огранка технологичная, строгая.
Сколько на данный момент вы огранили жемчужин?
Примерно 20−25.
Расскажите, отличается ли в работе жемчуг, добытый у берегов Японии или в Красном море, например?
Отличаются пресноводный и морской жемчуг. Пресноводный жемчуг более хрупкий, морской выглядит благороднее. По происхождению не замечал. По цвету лучше выглядит черный. После серый, золотистый, розовый. Белый жемчуг гранить смысла нет, он смотрится невыгодно.
Сильно ли огранка жемчуга ускоряет процесс его разрушения, ведь он и без того достаточно хрупкий?
Настолько же, насколько огранка ускоряет (вернее, замедляет) процесс разрушения любого камня. Зависит от того, как обращаться с украшением, если бережно, то он прослужит долго.
Насколько вырастает цена ограненной жемчужины по отношению к исходному материалу?
Зависит от качества огранки. Если говорить о моей работе, то значительно. (Смеется)
Есть ли для вас фавориты в камнях, какие камни вам нравится гранить больше?
Сложно сказать. Они все в какой-то степени мои дети. Работая с камнем, я стараюсь объяснить ему, что огранка его только улучшит. Если камень понимает это — он начинает мне помогать, если нет — противиться. Возникают непредсказуемые царапины, трещины… Одни камни более «сговорчивые», к другим нужен особый подход. Но все они по-своему интересны.
Ваша работа полностью ручная?
Меня часто спрашивают: «Вы работаете вручную или на станке?» Как работает гончар? Вручную, на станке. (Смеется). Все операции производятся вручную, станок только для того, чтобы жестко закрепить камень и точно установить угол.
Огранка — длительный процесс, какой камень вы гранили дольше всего?
Это был прототип «Мандалы», камня, который я подарил Далай Ламе. Там было 722 грани, 700 карат, фианит. Для его огранки мне потребовалось 90 часов. После, для камней подобной сложности выработалась технология. Последний подобный камень — 330-каратный топаз я сделал за уже 70 часов, в нем 703 грани.
Как вы считаете, откуда самые лучшие огранщики?
Я уже говорил, что огранщики-любители как правило превосходят профессионалов. Чаще всего это люди, которые проживают в более финансово-благоприятных странах, они должны иметь достаточно свободного времени и средств. Как правило это Германия, Швейцария, Австралия, Соединенные Штаты.
Кроме притч к коллекции «Философский камень» вы также являетесь автором сказок и стихов, получали за них литературные премии, расскажите об этом подробнее?
Философские сказки значат для меня, может быть, даже больше, чем камни. Это ведь тоже своего рода огранка, но немного другого материала.
Сейчас я не так много пишу. У меня есть твердое убеждение: если можешь не писать — не пиши. Слишком малое количество людей обладает этим умением — не писать… Иногда приходишь в ужас от написанного: безграмотность, дурной язык.
Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Кроме Колледжа № 11 вы преподаете где-нибудь еще?
Иногда я читаю лекции в МГУ, больше нигде.
Чем вы вдохновляетесь и откуда черпаете силы?
В начале разговора я упоминал, что в морском училище нам говорили: «Штурман должен замечать все вокруг себя». Я стараюсь находить вдохновение во всем, что меня окружает, внимательно смотреть на Мир, находить закономерности, как в малом отражается великое…
Пожелаете что-нибудь нашим читателям?
Я бы хотел пожелать, чтобы Ваши читатели почувствовали, то, что жизнь хочет передать через них в Мир, увидели в себе свет и поделились им!