Неизвестно, кто впервые придумал украшать себя золотом и драгоценными камнями, но совершенно очевидно, что идея эта возникла ровно в тот момент, когда в человеке проснулось чувство прекрасного. Сегодня же, покупая ювелирное украшение, мы руководствуемся не только собственным ощущением красоты, но и модными тенденциями, советами близких и рекомендациями специалистов.
Однако, как быть, если все, что знаешь о золоте, — это многочисленные стереотипы и домыслы, отголоски информационного вакуума из прошлого. Попробуем развенчать сложившиеся мифы и разобраться, что же такое золото на самом деле.
Миф № 1. Золото — самый стойкий драгоценный металл
То, что мы видим в ювелирных магазинах, на самом деле не чистое золото, а сплав металлов, содержащий лишь часть этого благородного ископаемого. Чистое золото имеет мягкую и пластичную структуру и используется разве что в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, например, в виде сусального покрытия для церковных куполов.
В некоторых странах золото добавляют в напитки, хлопьями из золота украшают десерты. В ювелирных изделиях содержание чистого золота легко опередить по значению пробы. Наиболее популярная 585-я проба говорит о том, что в металле содержится 58,5% чистого золота.
Миф № 2. Настоящее золото — желтое золото
Мифы о золотом руне, легенда о сокровищнице Тутанхамона навсегда закрепили за золотом образ драгоценного металла цвета солнца. И действительно, цвет чистого золота — ярко-желтый. Лишь в XX веке ученые стали использовать лигатуры, способные изменять оттенок драгметалла. Лигатура — это примесь определенного металла, добавляемого в состав ювелирного изделия для улучшения его эстетических и физических свойств. Вспомните советское время, когда ювелирные изделия теплой цветовой гаммы пользовались бурным спросом — и до сих пор наши мамы и бабушки носят обручальные кольца из красного золота.
Сегодня опыты ювелиров куда разнообразнее и при желании можно найти золото самых разных цветов. Мы уже знаем, что за белый оттенок золота отвечают платина, палладий и никель, за красный — кобальт, а желтый с оранжевым придает медь. Розовое золото получается из сочетания золота, меди и серебра, а черное золото — посредством комбинации золота, кобальта и хрома.
Кроме того, не стоит забывать, что практически любой желаемый оттенок можно придать золоту за счет покрытия цветным родием.
Золото нестандартного цвета изготовить можно, однако такие изделия получатся хрупкими, и носить их не так просто. Если уронить пурпурное или голубое золото на твердую поверхность, оно расколется. Как вариант, можно сделать составное украшение, часть из которого будет из цветного золота, а другая часть из классического, белого или желтого.
Татьяна Кырбасова, исполнительный директор Гильдии ювелиров Якутии
«Лигатура влияет и на физико-химические свойства украшения. Медь и серебро в состав сплава добавляются почти всегда, потому что они находятся в одной химической группе с золотом и улучшают технологические характеристики изделия, придавая ему отличную полируемость, стойкий блеск и цвет», — рассказывает Евгений Рязанский, главный технолог ювелирного производства «ЭПЛ Ювелир».
Современные ученые продолжают биться над созданием инновационной лигатуры, которая позволила бы сделать прочное изделие, обладающее роскошным дизайном, оригинальным цветом и аристократическим сиянием. Но поскольку никаких установленных стандартов и норм для лигатур нет, каждое производство располагает своими секретами технологической кухни.
«Выбор тех или иных компонентов присадки для золотых украшений объясняется во многом задачами компании: одним нужно минимизировать производственные затраты, другим важен эстетический аспект, — поясняет генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин. — Например, используемый в качестве добавки палладий лучше поддается обработке, он более мягкий и пластичный, а значит проще в производстве, тогда как никель — более жесткий материал, хотя дает не меньший блеск и белизну изделию».
Миф № 3. Белое золото дороже «обычного»
Белое золото не «благороднее» желтого, так как ценность металла определяется, прежде всего, его пробой, а не оттенком. Чем выше проба, тем больше в украшении содержится чистого золота. Таким образом, белое и желтое золото 585 пробы абсолютно равноценны. Белый оттенок золота получается путем добавления в химическую формулу палладия или никеля. Сплав такого золота имеет еле заметный желтоватый оттенок, и чтобы его убрать, ювелирные изделия дополнительно покрывают родием.
И все же, в одном случае белое золото может превосходить своего «собрата» в цене. Если в качестве лигатуры используется палладий, то сплав выходит дороже, чем сплав с никелевой лигатурой, так как платина и палладий сами по себе являются драгоценными металлами. Палладий придает сплаву дополнительную прочность и благородный бледный оттенок. Получившийся металл обладает высокой пластичностью, не теряет цвет при нагреве и имеет более интенсивный блеск после окончательной обработки.
Каждый производитель задает свой объем палладиевого компонента в золотых украшениях. Достаточно хорошие механические характеристики, блеск и жесткость конструкции обеспечивает содержание 10,5%. Более «бюджетный» вариант белого золота включает никель, медь и немного цинка.
Среди новейших технологий получения качественных золотых изделий можно отметить использование углеродных матриц: когда на углеродную решетку под большим давлением загоняется сплав металлов. Так, к слову, производятся швейцарские часы. Обработанное с помощью углеродной технологии золото абсолютно не царапается и имеет стойкий блеск.
Ведущий технолог компании «Ювелирная сеть ЭПЛ Даймонд» Дмитрий Рылов
Миф № 4. Золото не вызывает аллергию
Считается, что поскольку золото не окисляется, оно не может выделять продукты распада, провоцирующие аллергическую реакцию. Однако отторжение организма может вызывать не само золото, а один из компонентов сплава.
«Мне не встречались в медицинской литературе случаи аллергии на золото. Вернее, аллергии на чистое золото. Аллергические реакции организма могут вызывать металлы, которые помимо золота входят в состав сплава, из которого изготовлено ювелирное украшение. Например, никель. Также местное раздражение кожи могут спровоцировать застрявшие частички косметики, средств бытовой химии между звеньями цепочек и браслетов, элементами колец», — рассказывает Алла Шкредова, врач-аллерголог медицинского центра «XXI век».
Ее поддерживает коллега из клиники «Аллергомед» Светлана Кононова. «Даже в драгоценных металлах самой высокой 999-й пробы присутствует 1% примесей, на которые и может быть реакция», — подчеркивает врач.
В связи с аллергичностью никеля в Евросоюзе в 2000 году вышел запрет на добавку этого металла в ювелирные изделия из белого золота, однако использование никелевых сплавов до сих пор широко распространено в России. Одной из немногих компаний, отказавшихся от никеля, является «ЭПЛ. Якутские бриллианты»: несмотря на то, что использование палладия повышает себестоимость изделия, производитель берет на себя эти расходы, и они не влияют на конечную розничную стоимость изделия.
Миф № 5. Бриллианты вставляются только в платину
Еще один распространенный домысел, совершенно не соответствующий реальности, но активно транслируемый представителями старшего поколения. Платина — довольно редкий и дорогой металл, отличающийся высочайшей прочностью, что делает его применение в ювелирном деле достаточно сложным. Сегодня почти 90% платины используется в технических лабораториях, химической промышленности, науке, и лишь малая часть идет на украшения.
Гораздо дешевле изготовить белое золото с использованием палладиевой лигатуры, нежели платиновое украшение — при практически идентичных визуальных характеристиках себестоимость платинового изделия обойдется намного дороже. В сравнении с сотнями тонн добываемого золота, объёмы платины на рынке ювелирных изделий ничтожно малы. Ювелирным компаниям просто выгодно использовать золото для бриллиантовых вставок.
Сегодня для бриллиантовых оправ используются самые разные золотые сплавы. Однако ведущая роль отдается белому золоту. «Людям нравится визуальная легкость, воздушность, поэтому они выбирают холодные оттенки. Белое золото хорошо отражает „огонь“ камней, наполняя украшение чарующим блеском, подчеркивая совершенную прозрачность бриллианта», — поясняет Татьяна Кырбасова.
Автор: Оксана Белянская