Ни один бизнес не процветает, когда находится под каблуком покупателей, но для алмазной лаборатории зависимость от клиентов — это опасность номер один.
С одной стороны, всем нужно выполнять свои ежемесячные планы, с другой — никто не хочет терять свою независимость. И убить этих двух зайцев особенно сложно на рынке алмазных лабораторий, где ваши решения оказывают огромное влияние на прибыльность ваших клиентов.
Если при оценке камней вы будете слишком строги, вы рискуете лишиться клиентов, особенно тех, кто предоставляет для классификации камни пограничного между двумя категориями качества. Если же вы чрезмерно великодушны, за вами непременно закрепится репутация ненадёжного оценщика.
Несметное число лабораторий, сражающихся за место под солнцем, лишь подливает масла в огонь. Если вы не оправдаете ожиданий клиентов, они станут сотрудничать с другой лабораторией. Ввиду значительной конкуренции наивно было бы полагать, что крупные клиенты, приносящие, скажем, 50% месячной прибыли лаборатории, останутся лояльными по отношению к ней, если почувствуют, что обращаются с ними не должным образом. Но есть рубеж, за которым естественное нежелание клиента работать с неудовлетворяющей его лабораторией перерастает в шантаж.
Многие клиенты выставляют требования относительно оценки своих камней и пытаются влиять на политику лаборатории под угрозой начала сотрудничества с другой лабораторией. Случается ли такое? Да. Все ли лаборатории испытывают это на себе? Ни в коей мере.
Во-первых, некоторые лаборатории стоят на ногах достаточно твёрдо, чтобы вообще не искать новых клиентов. Более того, они нагружены до такой степени, что работают в состоянии постоянного аврала, что вызывает непомерные задержки в обработке драгоценных камней.
Если большой клиент, который, скорее всего, будет занимать своими заказами существенную часть их производственных мощностей, сделает им предложение о сотрудничестве, такие лаборатории попросту это предложение отклонят. Однако в мире бриллиантовых лабораторий не все были созданы равными, и, к сожалению, некоторые лаборатории ориентируются на прибыль в краткосрочной перспективе, не задумываясь над последствиями.
Из всех этих рассуждений вытекает вопрос: все ли сертификаты драгоценных камней одинаковы?
Увы, ответ отрицательный. Одного взгляда на RapNet, единственную в индустрии базу данных, предоставляющую информацию о доступных для оптовых закупок алмазов, достаточно, чтобы увидеть, что некоторые бриллианты, оценённые некоторыми лабораториями, стоят меньше.
Почему? Потому что компании в индустрии знают, что эти лаборатории не так строги при оценке драгоценных камней, и предполагают, отнюдь не всегда верно, что присвоенная этим камням оценка завышена.
На самом деле, определить, всегда ли эти лаборатории переоценивают камни, невозможно, но информация о том, как лояльно эти фирмы относились к недостаткам камней в прошлом и настоящем, так или иначе подрывает доверие индустрии к части лабораторий, что приводит к значительным скидкам на оценённые ими камни.
Что это значит на практике?
Давайте говорить откровенно: если вы что-то продаёте, вы хотите извлечь из сделки максимальную выгоду. Если, как в случае с бриллиантами, вы можете приобрести клочок бумаги, который дарует вашему камню высокую оценку чистоты или цвета, это мгновенно перетекает в большую ценность вашего товара.
Или, по крайней мере, большую воспринимаемую ценность. А теперь вспомните, что тот, у кого вы купите этот сертификат, чрезвычайно сильно влияет на полученную оценку камня. Так что же — должны ли мы, покупатели, безоговорочно доверять тому, что написано в лабораторном отчёте или сертификате? Ни в коем случае. А нужно ли нам запрашивать альтернативную оценку, а то и две? Ещё как! В конце концов, если ювелиры начали эту игру, нам остаётся только подстраиваться.
Джеффри Домини (Geoffrey Dominy), автор «Настольной книги геммолога» (Handbook of Gemmology).