Ювелирные изделия всегда были частью нашей культуры, и с течением времени их значение, стили, формы и материалы, из которых они производились, многократно менялись. Приглашаем вас в путешествие через различные эпохи, чтобы узнать о том, как развивались ювелирные украшения от первых столетий новой эры до XXI века.
Возможно, краткая ювелирная история послужит вдохновением для ваших собственных творений, даже если они не относятся индустрии украшений.
Ранние ювелирные изделия (1100−1400 гг)
Ювелирные изделия всегда были в авангарде, символизируя статус людей и их богатство. Место в социуме и ранг могут быть определены одним единственным камнем в браслете, и так было с самых ранних эпох. Изначально золото, серебро и драгоценные камни носили исключительно представители знати и королевских семей, в то время как низшие чины носили как правило украшения из цветных металлов, таких как медь.
Мужчины надевали ювелирные украшения в качестве символов богатства и власти. Особенно часто использовались для этой задачи кольца, а также броши, прикрепленные к одежде и акцентирующие внимание на статусе владельца.
Расширение торговли позволило многим представителям среднего класса приобретать и носить ювелирные украшения. Но это лишь подтолкнуло дворянство отдавать предпочтение более экстравагантным изделиям, чтобы выделяться из масс. Главной особенностью и отличием украшений эпохи раннего модерна было отсутствие как таковой огранки камней, чаще использовался метод полировки и шлифовки, поэтому украшениям часто не хватало цвета.
Это стимулировало использование ювелирной эмали, чтобы добавить яркости изделиям. Безусловно, это стало одной из характеристик, выделивших знать на фоне простого народа.
Ювелирные изделия эпохи Возрождения (1400−1700 гг)
Запомнившаяся бурным развитием технологий, знаний и открытий, эпоха Возрождения оказала огромное влияние на развитие ювелирной сферы. Ювелирные техники становились все сложнее, качество изделий повышалось; создавались более сложные конструкции и эмалевые узоры.
Религия активно внедрялась в дизайн: мастера вернулись к древнему искусству гравировки драгоценных камней.
Наравне с ростом интереса к духовному миру, популярным образом в ювелирных изделиях того времени стал скорпион. Как знак зодиака скорпион считался способным успокоить лихорадку и снизить температуру при болезни, и теми же характеристиками наделялся человек, носивший амулет с его изображением.
Подвески на длинных цепочках часто носили мужчины того времени, как и броши, которые получили новый виток популярности.
XVI век: кольца с ядом
В XVI веке появился термин «ядовитые кольца». Берущие начало от древнегреческих украшений, первоначально кольца с замком использовались для хранения, например, парфюмерии, локонов волос и портретов близких. Однако «ядовитое кольцо» предназначалось для незаметного убийства врага: внутри хранилось отравляющее вещество, крышка легко откидывалась и яд можно было незаметно подсыпать жертве в еду или напиток.
Как по-другому могло быть использовано «ядовитое кольцо»? Его обладатель мог спасти себя от пыток в случае захвата врагами.
Кольца такого формата с откидывающимися крышками популярны по сей день — как в старинном, так и в современном дизайне.
XVII век: украшения как элемент стиля
В XVII веке произошли изменения в моде, что повлекло за собой также изменения в сфере ювелирных изделий. В это время украшения стали впервые ассоциировать с модным аксессуаром и носить в соответствии со стилем и цветом одежды.
Например, с нарядами темных оттенков было принято надевать ювелирные украшения из золота; в то время как пастельные тона и белая одежда дополнялись украшениями из серебра с цветными драгоценными камнями и жемчугом.
Ювелирные изделия XVIII—XIX вв. ека
XVIII век — время правления французского императора Наполеона Бонапарта в Европе. Большие культурные изменения привели к росту популярности алмаза. Будучи поклонником этого камня, Наполеон подтолкнул ювелиров на разных континентах закрепить за алмазом (и его ограненной версией — бриллиантом) статус самого желанного и дорого самоцвета. Обладатель камня автоматически получал более высокий статус в обществе.
Этот поворот в ювелирной истории стал одним из значимых шагов бриллианта на пути к абсолютному и бесповоротному лидерству среди всех драгоценных камней, которое сохраняется за ним по сей день.
Викторианская эпоха и траурные украшения
Траурные украшения, ставшие настоящим локальным трендом, стали значимой частью мировой ювелирной истории. Эта мода зародилась после смерти Принца Альберта в 1861 году, когда Королева Виктория облачилась в черные ювелирные украшения в тон к ее траурной одежде.
Также как подбор цвета ювелирного украшения в тон траурной одежде, использование человеческих волос было обычным элементом Викторианских траурных украшений. Закрепленные внутри медальона пряди волос умершего человека позволяли сохранить с ним неразрывную связь.
50 тонн человеческих волос ввозилось в Англию XIX века за год, чтобы в дальнейшем в том числе пойти на изготовление траурных украшений.
Возвращение к истокам
В конце 1800-х годов началось движение в сторону отказа от механического производства и упрощения. Ювелирные украшения ручной работы снова вошли в моду, произошел переход к использованию менее дорогих металлов и камней, таких как бриллианты. Для изготовления украшений стали чаще использоваться серебро, медь, латунь.
Украшения первой половины XX века (конец 1800-х — 1960-е)
Промышленная революция принесла с собой изменения во многих областях, и украшения не стали исключением. Ювелирные изделия по-прежнему рассматривается как символ статуса, но по гораздо более доступной цене для среднего класса. Металлические сплавы заменили золото и серебро, и имитации драгоценных камней использовались для создания ювелирных изделий, применимых для этого нового рынка.
Период 1895—1910 гг. принес стиль модерн, что вызывало заметные изменения и в мире ювелирных изделий. Дистанцируясь от традиционных цветочных узоров и драгоценных камней, ювелирные мастера повернулись в сторону более эффектного и запоминающегося дизайна. Ремесленники погрузились в символизм, в том числе темы эротики и смерти, выраженные через использование стекла, эмали и рога, популярных во времена этого движения.
Движение суфражисток и его влияние на ювелирную моду
В начале XX века набирало обороты движение женщин, выступавших за право голосовать на выборах. Эти социальные перемены вдохновили женщин чаще носить символичные оттенки:
- зеленый — во имя надежды,
- фиолетовый — оттенок достоинства и благородства,
- белый — бессменный символ чистоты и искренности.
Это радикальное изменение в стиле жизни и в моде отразилось и в ювелирных изделиях, которые носили в ту эпоху. Изысканные броши, колье и серьги были выполнены в этих тонах, представляющих этих женщин и то, за что они боролись.
Современные украшения (с 1960-х по настоящее время)
Конечно, «начало» современной ювелирной истории нельзя установить точно в 1960 году, и дата эта весьма условная. Дизайн, стили и мода ювелирных изделий постоянно меняются. К тому же мастера часто оглядываются назад, чтобы найти свое вдохновение в ретро-изделиях разных периодов и создать что-то свое уникальное на стыке времен и трендов.
Развивается и меняется не только женская, но и мужская ювелирная мода. Мужские украшения, такие, как кольца, браслеты, цепи, запонки, стали неотъемлемой частью ассортимента ювелирных магазинов. А вот броши — напротив — стали более редким и специфичным украшением для сильного пола.
Бессменным показателем вкуса и стиля мужчины по сей дент остаются дорогие и качественные часы, даже не смотря на популярность «умных» носимых аксессуаров. Это все еще статусный элемент владельца.
В дизайн украшений смело внедряются нетрадиционные материалы, такие как пластик и текстиль, составляя конкуренцию металлам и раздвигая границы ювелирного искусства. И это невероятно увлекательно — осознавать себя свидетелем удивительным перемен, которые из года в год продолжают происходить в ювелирной истории.