Они происходят из самых разных уголков мира, имеют разное видение и подходы к ювелирному искусству, но все они, безусловно, невероятно талантливы и являются мастерами своего дела.
В честь своей сороковой годовщины журнал Robb Report предлагает небольшую ретроспективу на тему творчества девяти самых значимых и влиятельных ювелирных дизайнеров, создававших и создающих свои произведения на протяжении последних 40 лет.
Жоэль Артур Розенталь
Жоэль Артур Розенталь, больше известный как JAR, начал свою ювелирную карьеру 40 лет назад, после того, как стал обладателем ученой степени в области истории искусств в Гарварде. В 1977 году дизайнер-самоучка открыл свой небольшой магазин на Вандомской площади в Париже, и с тех пор так и не сменил своего места работы.
Все до одной работы Розенталя представляют собой необыкновенные «живые» ювелирные скульптуры, украшенные яркими драгоценными камнями. Во многих работах часто используется черненый сплав серебра и золота, который Жоэль сам же и разработал.
Каждый год он создает около сотни новых ювелирных творений (часть из которых — на заказ), пользующихся невероятным спросом на аукционах. На сегодняшний день аукционными домами было продано 14 изделий JAR, и стоимость каждого из них составила более миллиона долларов. Рекорд — рубиновая брошь Camellia, проданная в 2012 году за 4,3 миллиона долларов.
Штефан Хеммерле
В 1893 году братья Джозеф и Антон Хеммерле основали в Мюнхене одноименную компанию, заслужившую себе славу тем, что в ее стенах создавались короны и медали для первых лиц страны и армии.
Столетием позже Штефан и его семья несколько пересмотрели концепцию уважаемого бренда и направили все свои силы на применение инноваций и нестандартных приемов в ювелирном деле. Hemmerle стали прибегать к необычным металлам в сочетании с высококачественными драгоценными камнями: например, они легко могли инкрустировать безупречный бриллиант категории Flawless и с цветом D в железо или медь.
За последние 15 лет бренд под руководством Штефана Хеммерле произвел на свет немало удивительных изделий, представляющих собой невероятно реалистичные цветы и соблазнительные фрукты, используя при этом материалы, которым, казалось бы, не место в ювелирном искусстве. От медной флоры и латунной фауны до алюминиевых украшений с бриллиантами и сапфирами (последние — входят в коллекцию AL 2016 года) — фантазия и смелость Hemmerle не знает границ.
Дэвид Юрман
Прежде чем с головой окунуться в мир драгоценностей в 1980 году, Дэвид Юрман посвятил немало времени взращиванию в себе собственного художественного видения. В начале 90-х годов Юрман покинул колледж и отправился в долгое путешествие автостопом по всей стране, а также увлекся скульптурой, которой занимался под руководством Жака Липшица.
После нескольких лет производства и продажи хэнд-мейд украшений в Северной Калифорнии Дэвид вместе с женой запустили собственный ювелирный бренд. И вот уже более 30 лет лаконичные серебряные изделия для мужчин и женщин от David Yurman пользуются невероятной популярностью по всему миру. Недавно коллекция пополнилась украшениями из титана.
Уоллес Чан
Черпая вдохновение в драгоценных камнях с подросткового возраста, Уоллес Чан открыл свою первую мастерскую в Гонконге, когда ему было всего 17 лет, и с тех пор Муза не покидает его.
Необыкновенные произведения Чана, созданные с использованием легчайшего титана и неповторимой резьбы по драгоценным камням, позволили ему попасть в число участников таких именитых мероприятий как Европейская Выставка Изобразительного Искусства (TEFAF), выставки Biennale des Antiquaires и Masterpiece London.
Кроме того, Уоллес Чан изобрел новую огранку, известную сегодня как Wallace Cut, суть которой сводится к сверлению крошечного отверстия на обратной стороне ограненного камня, а затем гравировке внутри него через это отверстие трехмерных изображений. Если на результат взглянуть, так сказать, «анфас», то изображение невероятным образом многократного отражается внутри камня.
Время от времени Чан прибегает к сотрудничеству с разными художниками и дизайнерами, и вместе они производят порядка 20 ювелирных шедевров в год.
Мишель Онг
Мишель родилась в семье врачей, и изначально ей была уготована довольно прозаичная карьера — университет она окончила по специальности «социология». Однако в какой-то момент подростковая мечта взяла верх и Онг бросила все ради того, чтобы пойти в подмастерья к первому алмазному импортеру в Гонконге.
За время обучения она освоила науку работы с драгоценными камнями, их огранку и самые современные и сложные материалы, такие как титан. А после того, как Мишель собрала небольшую, но преданную группу клиентов, она решилась открыть собственный ювелирный дом Carnet by Michelle Ong в 2003 году.
Мишель Онг создает женственные и элегантные ювелирные изделия, в которых гармонично сплелись восточные и западные веяния и мотивы. А чтобы оценить ее безграничную фантазию, достаточно увидеть хотя бы несколько творений Онг.
Вирен Багат
Практически выросший в стенах универмага, которым управляли родители, Вирен нашел свое призвание в создании миниатюрных драгоценных произведений искусства. Следуя за вдохновением, Багат умело воплощает в своих изделиях сочетание родной индийской культуры и эстетики стиля ар-деко.
Талантливого ювелира прозвали «индийским JAR» за яркую художественность украшений: каждое из них Вирен сначала тщательно прорабатывает на бумаге, и лишь после этого выставляет на суд своей команды опытных мастеров.
Ювелирный дом Bhagat выпускает около 60 ювелирных изделий каждый год, преимущественно из таких драгоценных камней, как рубины, сапфиры, изумруды и бриллианты.
Виктуар де Кастеллан
Сегодня дизайнер известна в первую очередь благодаря своим сказочным драгоценным произведениям, созданным в стенах Dior, однако карьера ее начиналась в другом, не менее известном бренде.
В 24 года Виктуар посчастливилось попасть в помощницы к Карлу Лагерфельду, который был занят переосмыслением концепции и всего бренда Chanel после того, как не стало его создательницы Коко Шанель. Лагерфельд впечатлился смелой эстетикой и игривым дизайном, которых придерживалась де Кастеллан. И довольно быстро она встала во главе ювелирного подразделения компании, создав за время своей работы там немало ярких и эффектных драгоценностей.
После более чем 10 лет в Chanel, в 1998 году, Виктуар оказалась на должности креативного директора Dior, отвечающего за украшения категории высокого ювелирного искусства.
На сегодняшний день де Кастеллан стала автором множества необыкновенных ювелирных коллекций, которые невозможно забыть единожды увидев. «Шелковые ленты» в украшениях Soie Dior, фейерверки разноцветных драгоценных камней в линейке Dear Dior, блеск свечей и мерцание хрусталя Версаля в Dior à Versailles — каждый раз Виктуар находит новый способ удивить и восхитить самую взыскательную публику. И невозможно угадать, что же креативный директор Dior придумает в следующий раз.
Амбаджи Шинде
В свое время именно Амбаджи коренным образом повлиял на стиль и дизайн драгоценностей одного из самых известных ювелирных домов мира Harry Winston. В далеком 1962 году основатель бренда переманил к себе дизайнера, работавшего в индийской ювелирной компании. А уже в 1966 году Шинде возглавил студию дизайна Harry Winston в Нью-Йорке.
Вместе с Уинстоном они путешествовали по всему миру в поисках обеспеченных клиентов с особенными запросами до тех пор, пока в 1978 году глава компании не скончался. И последующие 25 лет Шинде занимался тем, что помогал взращивать узнаваемый стиль украшений ювелирного дома, параллельно создавая самые знаменитые и роскошные драгоценности Harry Winston. Среди них было и колье Star of Independence с грушевидным бриллиантом весом 75,52 карата (по мнению некоторых — одним из самых значимых приобретений Гарри Уинстона).
Джанмария Буччеллати
Марио Буччеллати основал одноименный ювелирный дом в Милане в 1919 году, когда ему было 28 лет. Изделия Buccellati выделялись на фоне конкурентов не только своим качеством и уровнем исполнения. Каждое украшение создавалось вручную из золота, серебра и платины, и привлекало внимание необычной фактурой, которая напоминала то нежную ткань, то рисунок из цветов, то узор из листьев.
Когда сын Марио, Джанмария, принял на себя бразды правления компанией в 1966 году, то активно взялся за развитие бренда и повышение его узнаваемости на международном уровне. Так появились фирменные бутики в Париже, Токио и Беверли-Хиллз. Под его руководством Buccellati не только продолжал использовать фирменные техники rigato (поверхность металла покрывается множеством рельефных параллельных полос) и telato (множество шрихов на поверхности создают эффект ткани), но и привнес новые направления в ювелирные изделия, как в коллекциях Animalier и Unica.
В марте 2015 года Джанмария скончался, и управлением компании занялся его сын Андреа, продолжив воплощать яркие художественные замыслы в драгоценностях ювелирного дома Buccellati.