Если одни творцы находят самовыражение в живописи или в литературе, то парижский ювелир Лидия Куртель, решая, с помощью чего ей поведать нам свои удивительные истории, избрала драгоценные камни. Едва ли не каждый известный самоцвет она облекает в самые изобретательные и самобытные формы. Когда Лидия взялась за Automne à Pekin, то есть за «Осень в Пекине», она погрузилась в глубины своего воображения и в богатое культурное наследие, чтобы вернуться оттуда с находками, сочетающими обилие красок с завидным мастерством и долей здорового юмора.
Рассказанные Лидией истории никогда не бывают односторонни. В них, более похожих на сны, ощущается самое разнообразное влияние, порождающее в совокупности весьма занятные результаты. Уже само название — это отсылка к роману Бориса Виана, который так и называется «Осень в Пекине». Написанный в сороковых годах, он снискал популярность во Франции во времена юности Лидии — в эпоху студенческой революции мая 1968-го. Виан был одним из величайших новаторов во французской литературе, и не стоит удивляться, что события его эзотерического и алогичного романа развиваются вовсе не в Пекине и даже не осенью.
Я выбрала Пекин, потому что коллекция создана под влиянием моих поездок по Китаю. И в то же время — это реверанс в сторону французской культуры — в молодости и я читала «Осень в Пекине» Бориса Виана, и решила отдать ему должное, как источнику моего вдохновения.
Вполне в духе смешения отсылок, которое только Лидия и могла вообразить, «виановский» стиль — мятежный и хулиганский, а часто и комичный — сполна проявляется в новых ювелирных работах дизайнера. И хотя, конечно, нельзя отрицать, что они испытали влияние традиционных китайских символов удачи (драконов, летучих мышей, жаб и золотых монет), но в созданном Лидией мире ничто не прямолинейно. Цвета тут какие угодно, но только не осенние — они яркие и свежие, преимущественно зеленые, красные и желтые, и на контрасте с ними — молочно-белый «ледяной» нефрит.
Извивающийся и переливающийся драгоценной чешуей декоративный карп кои будто бы прикусывает вам мочки ушей. Хрестоматийная денежная жаба взбирается, поблескивая лиловой сапфировой кожей, на нефритовый лист лилии, чтобы ухватить ртом золотую монетку на удачу, а смотрящее на это божья коровка поднимает усики в удивлении.
И как можно упустить иронию в «пророческом» кольце. Гуансюй, последний император империи Цин, глядит в хрустальный шар и приходит в нескрываемое смущение от открывшихся ему видений будущего в лице председателя Мао.
Каждое украшение уникально, так что ценители сюрреалистичных и сказочных работ Лидии Куртель разочарованы точно не будут. Богатый мир азиатской культуры, увиденный сквозь призму воображения талантливого ювелира, здесь воплощается в украшения, которые ни один другой художник не мог бы вообразить.