Такой способ огранки признан самым красивым. Он в наибольшей мере способен раскрыть красоту камня и создает прекрасный блеск и отражение света.
При подобной обработке камня грани имеют форму треугольников или ромбов, и на разных ярусах они расположены в шахматном порядке. Верхняя область бриллианта называется верхом или коронкой, плоская — площадкой или таблицей, а нижняя — павильоном (иногда низом). Рундист — это линия, которая разделяет верх и низ. Грани низа сходятся в точку, называемую калеттой (шип).
Первая бриллиантовая огранка была разработана парижскими ювелирами около 1600 года. С тех пор она несколько видоизменилась, но все же дошла до наших дней.
В простейшей форме огранки, названной ординарной, было по восемь граней в нижней и верхней частях камня. В наши дни иногда так обрабатывают самые маленькие камни.
В 1919 году математику Марселю Толковскому удалось рассчитать оптимальные пропорции для бриллиантовой огранки. При такой обработке свет, который входит через корону в камень, отражается от граней низа согласно закону полного внутреннего отражения, а потом выходит обратно. Таким образом создается «игра» камня. На Западе сейчас такой камень называют бриллиантом Толковского.
В полной бриллиантовой огранке 57 граней: на лицевой ее стороне расположены 33 грани, на тыльной — 24. Форма такого камня — круг.
Чем крупнее исходный камень, тем большее количество граней он имеет после обработки. Так, если масса камня менее 0,03 карат, бриллиант имеет 17 фацетов, ну, а камни с массой от 0,03 до 0,05 карат — 33 фацета. Последний способ огранки называется швейцарским. Однако очень часто, если масса камня больше 0,03 карат, ему придают стандартное количество граней — 57.
Сверхзадачей любого ювелира является максимальный блеск камня. Здесь можно выделить внешний блеск и внутренний. Внешний блеск — это свет, отраженный от самого камня. А чтобы получить внутренний блеск, свет, который уже вернулся с тыла граней, нужно точно рассчитать значения углов между гранями. Для наиболее полного внутреннего отражения нужно выбрать правильный угол между рундистом и гранями павильона. Не стоит забывать и о симметрии граней. Если она слабая, это грозит неправильным попаданием световых лучей в бриллиант. Соответственно, выходят они из камня тоже неправильно.
Блеск бриллианта также в значительной мере зависит от его полировки, которая предопределяет гладкость граней. Помните, что тусклый или с размытым и слабым блеском камень — это последствие плохой полировки.