Черный гагат и памятные локоны — траурная мода Викторианской эпохи
С точки зрения физики, черного цвета не существует. Об этом знали уже в древней Греции. Так, в трактате «О цвете», созданном учениками Аристотеля, отмечено следующее: «Темнота является не цветом, а его отсутствием». Видимо поэтому за черным цветом и закрепился образ потери, траурный символизм.
Цвет утраты и правила траура в Викторианской Англии
На протяжении столетий черный цвет в одежде и аксессуарах трактовал утрату. Образы в черных тонах были частью похоронных процессий в королевских семьях и аристократических кругах. Однако вскоре черные наряды и украшения вошли в массы — и простым людям хоть в чем-то хотелось подражать интеллигенции и ее высокому социальному положению.
На пик своей популярности «черная мода» взобралась во второй половине XIX века в Англии, и «подсадила» на нее англичан и впоследствии все мировое сообщество — королева Виктория, жизнь которой окрасилась в черные тона после смерти любимого мужа Альберта, что скончался в 1861 году от тифа.
После смерти любимого супруга королевой был разработан указ, согласно которому все граждане страны должны были в течение двух лет после смерти своих родных пребывать в глубоком трауре. В этот период не разрешалось впускать в дом солнечный свет, занавешивались все зеркала, строго регламентировался гардероб и аксессуары.
В течение первого года траура количество украшений на скорбящем человеке ограничивалось. Все драгоценности должны были быть черными и матовыми, лишенными сияния и глянца. По истечении 12 месяцев с момента потери близкого человека требования к украшениям смягчались: разрешалось носить неограниченное число аксессуаров, но только лишь в черном цвете.
Тема памяти в украшениях
Тема памяти и скорби присутствовала в одежде и аксессуарах со времен Античности. Излюбленными мемориальными украшениями у древних греков были драгоценности с памятными надписями и символическими камеями, которые вырезались из черного гагата. В этот же период появились траурные украшения с волосами близких и любимых людей. Эти античные традиции переняла и Викторианская Англия.
Конечно, траурные украшения существовали в Англии и до момента восхождения Виктории на трон — большую роль в появлении мемориальных драгоценностей того времени сыграла наполеоновская война, в годы и по завершении которой стали появляться медальоны с волосами умерших, эмалевые кулоны и траурные кольца. Однако с подачи королевы Виктории траурная ювелирная мода стала масштабнее и заиграла в новом ключе.
Роль гагата в викторианских драгоценностях
В глубоком трауре англичанам рекомендовалось носить камни только черного цвета. По примеру королевы, открывшей для себя минерал гагат, его начали активно добывать и использовать для изготовления украшений.
Гагат — один из первых минералов, что люди научились обрабатывать и применять в ювелирном деле. Разновидность каменного угля, которой и является гагат, признали официальным камнем Англии ещё до правления Виктории. В силу легкости и низкой твердости гагата, из него создавались искусные и визуально очень объемные вещи, которые сразу были видны на одежде и максимально ярко транслировали скорбь своего владельца. Как правило, это были массивные бусы, броши и медальоны с камеями.
Одна из крупнейших залежей гагата находилась на побережье графства Йоркшир. Благодаря этому именно Англия стала лидером в производстве гагатовых украшений, что получили общемировое признание и стали активно экспортироваться в Европу и Америку.
Однако большой спрос на гагат истощил места его добычи, и минерал стали постепенно заменять другими черными камнями и материалами.
Материалы для траурных украшений
В английской траурной ювелирной моде актуальными наравне с гагатом были такие черные материалы, как агат, оникс, янтарь, морёный дуб, окрашенный рог, каучук, эмаль и стекло. Последнее значительно расширило линейку траурных украшений. Благодаря высокой плавкости стекла, из него можно было сделать аксессуар любой формы и дизайна. Чёрное стекло стали инкрустировать в серебряные и золотые оправы колец, браслетов и медальонов, что пользовались большой популярностью у англичан.
Ещё одним излюбленным материалом для создания траурных украшений в Викторианскую эпоху стал черный черепаховый панцирь. Его применяли в изготовлении вееров, шкатулок, гребней, заколок, массивных цепей, браслетов, серег, брошей и кулонов.
Главными мотивами в черных украшениях Викторианский эпохи были растительные композиции, «говорящие» на «языке цветов», что также стал популярным в Англии, благодаря королеве Виктории. Каждый вписанный в дизайн украшения цветок символизировал определенные чувства о человеке, ушедшем в мир иной. Так, например, колокольчик означал скорбь, плющ — верность, а незабудка — вечную любовь и траур.
Памятные украшения с волосами
Украшения с волосами также были важной частью траурного облачения. В соответствии с этикетом, на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос, с застежкой из золота или другого металла, покрытого черной эмалью.
Волосы занимают отдельное место в истории траурных и мемориальных украшений Викторианской эпохи, и именно королева Виктория во многом способствовала распространению этого тренда.
Первое украшение с локоном волос юной Виктории на 16-летие подарила ее мать. А после помолвки с Альбертом на ее груди появился медальон с прядью волос мужа, который королева никогда не снимала. Виктория и сама обожала дарить такие памятные украшения своим близким — в драгоценностях волосы любимых людей переплетались в сложные узоры и размещались на поверхности черного гагата, что накрывался прозрачным стеклом.
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть уникальная коллекция королевских украшений. Особое место в ней отведено траурным аксессуарам, в которых прослеживаются главные тенденции и мотивы украшений Викторианский Англии.
Черный цвет и сегодня продолжает оставаться символом утраты, но, к счастью, только отчасти. Ведь что бы мы делали в радостной повседневности без элегантных и утонченных черных нарядов и монохромной ювелирной классики?