Это очень непростой процесс, но я попробую раскрыть самые основные моменты, не углубляясь при этом в технические описания всех процессов работы ювелира. Коснемся мы в основном тех моментов, в которых заказчик должен принимать непосредственное участие.
Итак, самый важный момент — это выбор дизайна украшения. По украшениям, которые носит человек, как и по его одежде, можно многое сказать о нем. Поэтому к выбору нужно подходить серьезно. Как правило, для заказчика этот процесс заключается в обзоре глянцевых изданий и картинок из интернета. Человек находит некий образ, который он считает более привлекательным, и идет с этой картинкой к ювелиру. Или же он приходит в ювелирную мастерскую, и ему предлагают выбрать что-либо из имеющегося у них каталога.
Как правило, одни и те же каталоги встречаются во многих мастерских, оказывающих услуги населению. Это распространенная практика среди тех, кто сам ничего придумать и сделать не может. В итоге потребитель получает переснятое серийное украшение, или «реплику» какого-нибудь известного на рынке бренда.
Тех, кто идет на это осознанно мы беспокоить не будем! А для тех, кто хотел бы получить авторское ювелирное украшение, разработанное и сделанное по индивидуальному заказу, сразу скажу, что украшение, изготавливаемое по каталогу в 95% тиражируется производителем. И вы должны быть готовы, что такое же украшение будет не только у вас. Единственное чем можно поиграть в данном случае, это другие вставки (камни), и другой цвет металла. Все зависит от ваших предпочтений.
Получить же поистине эксклюзивное авторское украшение можно лишь в одном случае — когда оно создается от идей на ваших глазах. И вот мы подходим к тому, с чего начинается украшение — к эскизу. Каждый мастер имеет свою индивидуальную манеру создания эскиза: кто-то делает это в виде небрежных набросков, кто-то вычерчивает виды проекции, кто-то рисует на цветном картоне гуашью, кто-то акварелью, кто-то в графической программе на компьютере.
На самом деле это не столь важно, и о мастерстве еще ничего не говорит. Самое главное, что нужно от эскиза, это визуализация идеи художника заказчику. Необходимо объединить пожелания заказчика со своими техническими навыками и художественным вкусом в единую композицию. Эскиз должен быть понятен и соответствовать требованиям заказчика. Поэтому не нужно бояться задавать вопросы ювелиру, если вы не совсем представляете, как это будет выглядеть.
Могу сказать, что этот этап сложный не только для заказчика, но и для ювелира. На этом этапе заваливаются очень многие, но если нет взаимопонимания, то лучше прервать работу в этот момент, чем в конце получить не то, что хотелось! Ведь если вас не устраивает эскиз, то и платить пока не за что.
Конечно, в наше время на помощь ювелирам приходят 3D-технологии. Сегодня существует множество программ, позволяющих создать объемную 3D-модель. Такую модель можно покрутить в разных ракурсах, попробовать различные цветовые сочетания материалов. А в некоторых программах — даже рассчитать вес металла, необходимого для изготовления. Но это уже не просто эскиз, такая работа уже достаточно трудоемка. Поэтому делать ее только для визуализации не всегда целесообразно. Она скорее применима для финальной корректировки со стороны заказчика и обсуждения мелких деталей.
Конечно, не нужно думать, что 3D-моделирование гарантирует вам более качественный результат. Ведь эту модель еще нужно перевести в полимер, а затем в металл. В итоге о мастерстве ювелира будет говорить результат, воплощенный в заданном материале.
В настоящее время в распоряжении ювелиров есть большое количество современного, высокотехнологичного оборудования, позволяющего создавать технически сложные украшения, выдерживающие конкуренцию на самом высоком международном уровне. Но все же в классическом варианте ювелир должен уметь хорошо работать руками. Владеть различными техниками обработки металла, техниками закрепки камней
Технологии, несмотря на свое развитие, не смогли пока вытеснить ручной труд из ювелирного ремесла. И хороший современный мастер должен несомненно владеть широким спектром технических знаний, включая и новые технологии. Разделение труда приносит плоды только при отработанном серийном производстве. А при изготовлении авторских украшений предпочтительнее, чтобы вся работа выполнялась одним мастером. Или хотя бы основные ее этапы: эскиз, моделирование, сборка, закрепка камней, декоративная обработка, полировка. Все эти этапы и литье, при его использовании, могут серьезно отразиться на качестве вашего украшения при неумелом подходе.
Например, создание эскиза неопытным художником может привести к невозможности создания идентичной модели украшения, с соблюдением всех пропорций и видов. Неопытное моделирование может привести к невозможности получения качественной отливки в металле, или сложности дальнейшей обработки. Неквалифицированная сборка, декор и полировка могут повлиять на качество и общий вид изделия. А некачественная закрепка камней — привести к их выпадению и потере вставок. Поэтому при изготовлении авторских украшений мастер несет особую ответственность за качество выполненной им работы. Так как от этого зависит его репутация. И в итоге показателем его мастерства, конечно, должна стать качественная реализация задуманной идеи, максимально соответствующая согласованному эскизу.
Конечно, это в идеале, но по опыту могу сказать иногда в процессе создания модели приходится вносить авторские правки для улучшения дизайна. Это нормальный процесс. Главное известить и согласовать эти моменты с заказчиком. Все технические моменты всегда остаются на усмотрение мастера, и не должны волновать заказчика. Но в любом случае всегда желаемый результат для мастера — это довольный клиент!