Во- первых, можно конечно положится на художественный вкус мастера и доверится его идеям, его видению. И это, возможно, будет правильно, если вы абсолютно доверяете мастеру, знаете его манеру, стиль, и вам все нравится. Дальше тут говорить не о чем. А что если вы делаете заказ впервые? Вы в сомнениях. Не знаете, что возможно, а что — нет. С чего начать, как получить то, что вам было бы по душе?
Начинать, конечно, нужно с некоего образа. Пускай, с абстрактного, но он будет точкой, с которой все начнется! Образ может определить стилистику украшения, или варианты стилистики, которые уже можно попытаться изобразить на бумаге. И это очень важно, потому как появляется предмет для обсуждения. Например, вы говорите: «Мне бы хотелось подвеску в виде рыбки, или брошь в виде розы»
Задача художника-ювелира, глядя на вас представить, в каком стиле украшение вам бы подошло больше всего, и нарисовать его. Возможно это будет не совсем готовый эскиз, а набросок. Самое главное, чтобы было что обсудить с клиентом. А обсудить можно размеры, общую форму, композицию, цвета, материалы
Далее, обсудив идею, художник переходит к нюансам, к детальной прорисовке. Его задача — оформить эту идею в законченную композицию, с учетом пожеланий клиента так, чтобы все было понятно заказчику. Иногда приходится рисовать по несколько вариантов, но это не должно пугать заказчика. Это рабочий процесс, ведущий, как правило, к нужному результату. Кроме того, профессиональный художник-ювелир уже на стадии эскиза думает о том, какие материалы подойдут лучше, в какой технике будет выполнятся работа, какие способы декоративной отделки будут применяться к материалам. Все эти моменты используются мастером, исходя из его опыта, навыков, технических возможностей.
Конечно, не обязательно, чтобы ювелир выполнял самостоятельно и работу с камнем. Для этого есть мастера, специализирующиеся на обработке камня: камнерезы, огранщики, художники по камню. И опытный мастер-ювелир всегда знает, к кому можно обратиться, чтобы сделать какую-нибудь нестандартную огранку, или миниатюру из камня. Вообще, при необходимых знаниях и хороших технических возможностях мастер может воплотить в жизнь фактически любую идею, от реалистических форм флоры и фауны или четких геометрических форм, до кинетических украшений с подвижными элементами, завораживающими взгляды.
Очень часто бывает и так, что у заказчика уже есть какой-нибудь очень красивый камень, которому он бы хотел заказать достойную оправу. Камень сам по себе бывает очень самодостаточным украшением, и не требует перегрузки ювелирными элементами, но заказчик не всегда представляет, что лучше сделать. Конечно можно оттолкнуться от аналогов, ведь камень сам по себе эксклюзивный! Возможно и так, но это не всегда лучшее решение. Иногда украшению лучше придать «изюминку», которая поможет раскрыть всю красоту камня. А кто это сможет сделать, как не художник? В любом случае, и тут есть над чем поработать. Можно, например, поиграть с цветом. И может получиться нечто, что вы даже представить не могли.
Еще один момент, очень важный для наилучшей реализации идеи, это выбор наиболее подходящих материалов: металл (цвет, сочетание), камни (цвет, форма, размеры, количество), декоративная обработка используемых материалов (эмалирование, гравировка, пескоструйная обработка, гальваническое покрытие, полировка
Скажу так: задача профессионала — грамотно защитить свою идею! Обосновать необходимость тех или иных материалов. Если идея хороша, гармонична и полностью проработана, то лучше ее не портить! В сложных ситуациях, если не получается прийти к компромиссу на счет материалов, лучше отложить эту идею в сторону и начать сначала, уже в обозначенных рамках. Хотя клиент конечно может и настоять! Тут приходит на ум фраза «клиент всегда прав».
Но поверьте, такой клиент не всегда получает лучший результат. Хуже всего, когда мастер идет на поводу у заказчика, боясь отпугнуть. В итоге украшение получается не то. Ни заказчик, ни мастер не удовлетворены работой. Заказчик говорит: «Ты же мастер-профессионал, ты должен был убедить, настоять!». Но дело сделано. В общем, задача мастера не только придумывать и делать, но и объяснять и убеждать. Поэтому, если ювелир, к которому вы обратились, не может толком ничего объяснить и легко отказывается от своих идей, возможно, он не заинтересован в хорошем результате. Он просто хочет заработать. А у настоящего художника при творческой работе глаза всегда горят!