![Формальная композиция STONES. Материалы исполнения: Серебро 999 пробы, медь, нейзильбер и бронза в технике мокуме гане. Обработка поверхности: травление, патинирование. Артель Мастерских «ТАУ».](https://jewellerymag.ru/wp-content/uploads/2016/02/jewellerymag-ru-2-700x394.jpg)
«gane» — металл | «kume» — текстура | «mo» — дерево
Техника мокуме гане была изобретена мастером мечей Денбеем Шоами (1651−1728 гг.), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Северная Япония. Он был мастером высочайшего уровня и при изготовлении клинков обнаружил, что цветные металлы также возможно соединять между собой, получая текстуры, похожие на узорчатую дамасскую сталь. Сложность придуманной им техники состоит в том, что разные металлы, порой практически не совместимые, соединяются между собой в очень красивые и причудливые узоры, которые никогда не повторяются.
Мокуме гане — технический прием. Он требует огромного внимания к бесчисленным мелочам и щепетильности по отношению к материалам, чего не требуют многие другие способы обработки металлов. У меня нет сомнений, что российские мастера с готовностью примут вызов, который бросает мокуме. Из предисловия к русскому изданию «Мокуме Гане. Полный обзор», Стив Миджет (март 2003 г).
![Обручальные кольца из коллекции “Эдо. Золотой век”. Материалы исполнения: белое золото 585 пробы, желтое золото 585 пробы, красное золото 585 пробы, зеленое золото 585 пробы, серебро 925 пробы в технике мокуме гане. Обработка поверхности: техника дзамэ (с яп. — шкура ската). Артель Мастерских «ТАУ»](https://jewellerymag.ru/wp-content/uploads/2016/02/jewellerymag-ru-6-700x394.jpg)
Создание рисунка — сложный процесс, который заключается в извлечении внутренних слоев на поверхность изделия с помощью различных методов. Благодаря многослойности металлического композита перед ювелиром раскрываются широкие возможности создания различных рисунков. Металлы спекаются давлением при высокой температуре, образуя диффузионное замещение атомов разных металлов в точке их соединения. Весь процесс очень затратный и трудоемкий, требующий высокого ювелирного мастерства.
![Браслет из гарнитура TEYA. Материалы исполнения: белое золото 585 пробы и бриллианты, а также белое, желтое и зеленое золото 585 пробы в технике мокуме гане. Обработка поверхности: техника дзамэ (с яп. — шкура ската). Артель Мастерских «ТАУ»](https://jewellerymag.ru/wp-content/uploads/2016/02/jewellerymag-ru-9-700x394.jpg)
История открытия этой техники на западе получила свое развитие в конце XIX века в 70−80 гг. когда Хироко Сато Пижановски и Юджин Майкл Пижановски посетили выставку работ народных ремесел в Токио. Работы, выполненные в технике мокуме гане, стали для них открытием, и они приложили все усилия для того, чтобы установить дружеские отношения с мастером Гьюкомей Шиндо, а также Масахисой Ягихара и Норио Тамагава. От них они узнали о происхождении техники.
Другой японский мастер по имени Хиротоши Ито преподавал технику мокуме гане в университете до самой смерти в 1998 г. Уроки Ито, его философия наложили глубокий отпечаток на жизнь и работу его студентов. А технику мокуме до сих пор продолжают преподавать в Токийском Университете Изобразительных Искусств и Музыки.
![На модели: ювелирный гарнитур TEYA: белое золото 585 пробы с бриллиантами, а также белое, желтое и зеленое золото 585 пробы в технике мокуме гане. Обработка поверхности: техника дзамэ (с яп. — шкура ската). Артель Мастерских «ТАУ»](https://jewellerymag.ru/wp-content/uploads/2016/02/jewellerymag-ru-11-700x394.jpg)
Мокуме гане — это единство техники и искусства, она требует от мастера не только глубочайших знаний методов производства, но и творческого вдохновения. К сожалению, сейчас традиционная японская техника мокуме гане в России практически не применяется. Ювелиры Артели Мастерских «ТАУ» из Санкт-Петербурга смогли воссоздать ее, собрав информацию по крупицам и внеся в процесс некоторые изменения, оставив неизменной саму суть изделий в этой технике. Стало возможным в синтезе различных металлов создавать изделия с неповторимой харизмой, которые проявляют в своем облике старинную технологию мастеров феодальной Японии.