В ассортименте практически каждой ювелирной компании можно найти украшения из серебра и золота, реже — из платины. Однако совсем нечасто мы слышим о производителях ювелирных изделий из палладия, хотя по своей «драгоценности» он ничуть не уступает своим собратьям.
Сегодня мы предлагаем познакомиться с человеком (и компанией, им основанной), который остановил свой выбор именно на этом красивом металле. Он не просто решил создавать украшения из палладия, но довести его до совершенства с помощью собственного опыта в сфере, казалось бы, невероятно далекой от ювелирной (как выяснилось, лишь на первый взгляд).
На вопросы журнала Jewellery Mag ответил основатель ювелирного ателье PalladinGold, Костин Сергей Алексеевич.
Расскажите, пожалуйста, как было принято решение заняться изготовлением украшений? Сложно ли было запустить собственное производство?
В ювелирное дело я пришел из другой области. Я занимаюсь производством жаропрочных сплавов из бронзы для аэро и космо индустрий. Несколько лет назад мой знакомый пригласил меня на ювелирный завод. Я был удивлен, когда обнаружил, что там все точно такое же, как и на «большом» производстве, только в разы уменьшенное.
Пообщавшись с ювелирами, я был удивлен еще больше. Многие ювелиры до сих пор работают по традиционным методам: смешивают чистоту с лигатурой, чтобы получить определенную пробу. Единицы пытаются улучшить механические свойства сплавов. А ведь на практике это открывает столько возможностей!
«Какой простор для творчества», — подумал я и начал эксперименты с палладием. Я стал использовать метод интерметаллидного упрочнения, который применяется в ракетостроении для упрочнения материала, просто заменив металл-основу. Полученные результаты, которые закреплены патентами, были впечатляющими. Мне удалось увеличить прочность сплава до 240−250 HV (единиц) по Виккерсу. Для сравнения, чистый палладий имеет около 40 HV, а белое золото 585 пробы (сплав на основе золота и палладия) — около 140 HV.
Работаем мы с аутсорсингом, так как ювелирных мощностей у нас в стране много, и я просто не вижу смысла открывать еще одно производство. По крайней мере, на данном этапе. Сложнее всего было зарегистрировать торговую марку. Этот процесс был долгим и утомительным, но сегодня PalladinGold — торговая марка, которая зарегистрирована на территории России и других стран, например, Италии и Австралии.
Не так много ювелирных компаний специализируются на изделиях из какого-то одного драгоценного металла. Еще реже — можно найти в их ассортименте украшения из палладия. Чем вас привлек палладий? Что выделило его среди прочих металлов?
Во-первых, хочу еще раз уточнить, что палладий является одним из четырех драгоценных металлов, родным братом платины. Когда я начинал, палладий был достаточно дешевым, что давало мне возможность использовать его в качестве подопытного кролика.
Во-вторых, уже в процессе экспериментов я понял, что надо позиционировать сплав как альтернативу белому золоту. Ведь что есть белое золото? Это сплав золота и палладия (или же платины). Если мы сравним оба сплава, то увидим разницу.
- Проба белого золота — 585, PalladinGold TM 950 — 850.*
- Содержание драгоценного металла-основы в белом золоте — 58,5%, в PalladinGold TM 950 — 95%.
- Твердость белого золота — 140 HV, PalladinGold TM 950 — 250 HV.
- Родиевое покрытие белому золоту требуется, PalladinGold TM 950 — нет.
* По законодательству России самая высокая проба изделий из палладия на сегодня — 850, но PalladinGold TM создает свои украшения с добавлением 95% палладия, ориентируясь на европейские стандарты.
Таким образом, при 95% чистого драгоценного металла мы имеем повышенную твердость, что позволяет украшению сохранять свой первозданный вид за счет меньшего количества царапин. При этом изделия не надо покрывать родием, что дает возможность полировать их неограниченное количество раз, достигая зеркального блеска снова и снова. Стоит также отметить, что состав сплава строго регламентирован и он не вызывает аллергических реакций.
Сложнее ли производить ювелирные изделия из палладия по сравнению с серебром и золотом?
Конечно, есть свои тонкости и сложности. Например, не так много мест, где работают с литьем металлов платиновых групп. Мы работаем с несколькими из них, но также продолжаем искать и другие возможности реализации.
Помимо этого, иногда возникают вопросы в пробирной палате. По ГОСТу в России максимальная проба палладия — 850, то есть содержания драгметалла в украшении 85%. Мы же делаем украшения с содержанием 95% палладия (с ориентацией на европейский рынок), что иногда рождает вопрос у сотрудников, с чем связано несоответствие в пробе и заявленном процентном содержании металла. К счастью, таких ситуаций все меньше.
Есть ли какие-то ограничения по вставкам для украшений из палладия? Есть ли у вас какие-то собственные предпочтения среди драгоценных камней, которые вы используете при создании ювелирных изделий?
Никаких ограничений ни по вставкам, ни по их размерам. Более того, высокая твердость материала также позволяет придать изделию любую форму, не опасаясь его деформации.
Что касается предпочтения по вставкам, сложно выделить какой-либо один драгоценный камень, они все по-своему прекрасны и уникальны.
Планируете ли вы продавать только свои (брендовые) украшения? Или вы работаете и с частными заказами?
Мы работаем как над своими коллекциями, так и делаем изделия по индивидуальному заказу.
На нашем счету есть коллекция колец «Лист Мёбиуса» — обручальные кольца не совсем традиционной формы, в основу которых заложен сакральный смысл взаимосвязи и бесконечности, взятый из принципа ленты Мёбиуса.
Также коллекция подвесок «Маори», основанная на традиционных символах коренного народа Новой Зеландии. В коллекции три подвески-символа, каждая из которых несет в себе определенный смысл по поверьям Маори.
И, конечно, индивидуальные заказы. Например, мы выполнили заказ на кольцо-бантик, в центре которого красуется изумруд, а по его бокам — россыпь из бриллиантов.
Часто ли вообще заказывают украшения из такого не совсем привычного, но красивого драгоценного металла? Какие украшения обычно заказывают?
На данном этапе мы работаем по принципу сарафанного радио. Таких заказов пока не так много, как хотелось бы, но зато можно сказать, что приходят осведомленные люди. Они интересуются нашим сплавом, задают вопросы, потому что помимо дизайна им также важно знать, из чего сделано то, что они будут носить на себе. В ближайшее время мы также планируем заняться рекламой.
Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на ближайшее будущее. Планируются ли новые коллекции или какие-то другие значимые события для вашей компании?
Да, работаем над новыми коллекциями. Например, сейчас работаем над коллекцией сетов «Суприма». Их главной отличительной чертой от традиционных украшений является четкость граней, которые не стираются со временем благодаря прочности материала. Также есть еще несколько проектов, но не будем раскрывать все карты сразу.
Что же касается мероприятий, то в данный момент мы активно занимаемся популяризацией палладия, как драгоценного металла, и — в особенности — нашего сплава и его отличительных от традиционных сплавов свойств.
Работаем в нескольких направлениях. Во-первых, мы принимаем участие в различных вечерах, выставках и благотворительных мероприятиях. Во-вторых, мы сотрудничаем с компаниями, которые заинтересованы в производстве своих изделий из нашего сплава. В-третьих, мы сейчас общаемся с университетами и техникумами, где преподают ювелирное дело, с целью провести лекции и пригласить студентов поучаствовать в конкурсе по созданию дизайна, который затем мы воплотим в жизнь.