Как компанию назовешь и какой айдентикой увенчаешь, так она и «поплывет» по волнам бурных десятилетий. Это прекрасно понимали представители «сияющего бренда» Swarovski, что подходили к созданию своих логотипов с особым трепетом. В каждом из них — глубокий смысл, сущность деятельности компании на том или ином участке длинного ослепительного пути.
Путь компания Swarovski действительно прошагала немалый. 2021 — год грандиозной годовщины бренда, 125-летия со дня его основания.
Пусть создателя компании — Даниэля Сваровски
Австрийский инженер Даниэль Сваровски родился в горной деревушке Георгиенталь на севере горной Богемии — родине знаменитого богемского стекла. Учёные утверждают, что стеклодувное мастерство там появилось ещё в IX веке. На данной территории проживало много династий стеклоделов. Тайна варки стекла передавалась от отца к сыну. И эти семьи активно развивали стеклоделие и распространяли его по всей Европе.
Отец Даниэля также работал в сфере производства стекла, но его успехи были весьма скромными. В 1880 году отец отправил сына на обучение в Париж, где в 1891 году Даниэль сконструировал первый в мире электрический шлифовальный станок. Устройство позволяло обрабатывать хрусталь в количестве, недоступном для ручной обработки, и давало возможность кристаллам из этого материала конкурировать с драгоценными камнями.
Секрет блистательного бизнеса
В 1895 году Даниэль основал компанию Swarovski в австрийской деревне Ваттенс, где он построил гидроэлектростанцию на горной реке, что позволило обеспечить его завод недорогой и автономной электроэнергией (на родине же она стоила очень дорого). Не вернулся он в родные места и по причине неуверенности в том, что сможет превзойти в мастерстве стеклоделов Богемии.
В 1911 году была создана главная составляющая успеха бизнеса Swarovski — формула состава исходных смесей, необходимых для изготовления хрусталя, обладающего несравненной прозрачностью и блеском.
Эта технология не подлежит разглашению и сегодня. Известны лишь некоторые ее нюансы. Например то, что кристаллы Swarovski производятся из оптического хрусталя, содержащего высокий процент окиси свинца, что дает камням уникальную прозрачность. А эффект невероятного сияния достигается шлифовкой каждой грани камня и нанесением на него специального покрытия.
В XVIII веке Георг Штрасс, французский ювелир и стекловар, создал уникальный материал — свинцовый хрусталь. Он лег в основу производства «страз», что имитировали в украшениях природные бриллианты. Даниэль Сваровски же сделал хрустальные кристаллы самостоятельными элементами не только украшений, но и одежды, обуви и аксессуаров, и они стали частью большой моды, сияющими трендами, которые находятся на пике популярности уже больше века.
Поистине семейный бизнес
Уйдя в мир иной, Даниэль Сваровски оставил процветающий бизнес большой семье, что смогла поднять его на новый уровень. Помощниками Даниэля при жизни и впоследствии были три сына — Вильгельм, Фридрих и Альфред. Внуки Сваровски продолжили расширять сферы применения фирменных кристаллов. Так, Манфредом Сваровски было разработано знаменитое покрытие Aurora Borealis, придающее кристаллам радужный блеск.
Большой успех осовремененной компании принесли и коллекционные сувениры под маркой Sylver Crystal. 2002 году наследники империи запустили проект Swarovski — Crystal Palace, идея которого заключалась в привлечении к созданию украшений с кристаллами Swarovski талантливых дизайнеров и предоставлении им абсолютной свободы творчества. В 2009 была запущена первая коллекция часов Swarovski — Avant Time.
Сейчас компанией Swarovski управляет уже пятое поколение членов семьи. Долгое время творческим директором бренда была Надя Сваровски — праправнучка основателя компании. Сейчас компанию возглавляет праправнук Даниэля Сваровски — Роберт Бухбауэр.
О цветке эдельвейсе — первой эмблеме компании
На протяжении тысячелетий эдельвейс символизирует славу в самом ее зените. Научное латинское название цветка — Leontopodium, от греческого, «лев» и «лапка», так как внешний вид соцветия этого растения напоминает львиную лапу. Считается, что сорвать эдельвейс может только рука сильного человека, способного добраться до нереальных горных высот. Еще одно название цветка — альпийская звезда, которое эдельвейс получил за то, что скалы, на которых он растет, кажутся усыпанными серебряными звездами.
Цветок эдельвейса стал первым официальным логотипом Swarovski с 1899 года как отражение австрийского происхождения компании, чистоты ее помыслов и качества производимой продукции.
Лебедь как символ процветающего бренда
Лебедь стал символом и талисманом бренда Swarovski только в 1989 году, спустя 33 года с момента смерти его создателя, став связующим звеном между прошлым и настоящим компании. И в визуальной конструкции, и посыле он существенно отличался от своего современного изображения.
В логотипе c лебедем, созданном в 1989 году, отражался путь, который проделала компания в своем развитии: от небольшой фабрики по выпуску бижутерии до промышленного гиганта, покорившего мир. Грациозная птица была будто бы созданной из воздуха, насыщенного глубоким, чистым блеском, который потомки Даниэля Сваровски продолжили дарить людям.
Swarovski сегодня
Swarovski — крупнейшая австрийская компания, специализирующаяся на производстве рассыпных кристаллов, украшений, кристальных фигурок, огранке синтетических и природных драгоценных камней, а также оптическом оборудовании и готовых осветительных приборах.
К большому юбилею бренд представил общественности новую философию и визуальную концепцию компании. Так, новый слоган Swarovski в 2021 году — «освещай свои мечты». А обновленный логотип — обрамленный в восьмиугольный кристалл хрустальный лебедь, готовый расправить крылья и взлететь.
«Новый лебедь» возникает внутри хрустального восьмиугольника, символизируя талант наших мастеров и мистическую силу новых начинаний, — отмечают представители бренда, — Смелая эволюция культовой эмблемы прославляет как непревзойденное наследие, так и наше захватывающее видение будущего".
На сегодняшний день Swarovski выпускает 80% от всего мирового объема кристаллов-стразов, которые используются в изготовлении качественной бижутерии. Фирма имеет дочерние предприятия и торговые компании в 31 стране мира.
Потомки помогли бизнесу отца, деда, прадеда-основателя остаться на вершине успеха. Однако ничего этого не было бы без первых шагов в сверкающем бизнесе Swarovski с прекрасным горным цветком эдельвейсом на логотипе компании.