Все мы хорошо знаем, что очень многие люди любят бриллианты, золото и тому подобные сверкающие, блестящие предметы. Но задумывались ли мы когда-нибудь о причинах? Почему нас так притягивают украшения и вообще все блестящее: помада с блестками, пайетки на платье, сияющий полированный кузов автомобиля?
Кто-то скажет, что вопрос глупый. Людям нравятся блестящие предметы просто потому, что они хорошо выглядят. Однако научная статья, опубликованная в издании Journal of Consumer Psychology, предлагает более глубокое и более материалистичное объяснение.
Один из трех авторов — это профессор Предпринимательского колледжа им. Баэура при Хьюстонском университете Ванесса Патрик (на фотографии ниже), которая некогда выполняла исследования для De Beers по заказу рекламного агентства J. Walter Thompson.
Моя работа посвящена изучению принципов, лежащих в основе эстетических предпочтений. Почему людям нравится именно то, что им нравится? Откуда берется пристрастие ко всему блестящему?
Ванесса Патрик
Как отмечает статья, люди всегда отдавали предпочтение сверкающим предметам. Еще в каменном веке люди использовали слоновую кость для придания изделиям особого блеска.
Самое очевидное объяснение данному факту в том, что блеск — это просто красиво. Так что для начала троим ученым пришлось проверить гипотезу «простой визуальной притягательности» — и обнаружить, что все не так просто, как кажется. Вслепую, на ощупь люди также отдавали предпочтение блестящим (то есть идеально гладким) предметам.
Другое возможное объяснение — общественное влияние. Мы любим блестящие предметы потому, что нас к этому приучили. Для проверки этой гипотезы исследователи показывали детям дошкольного возраста картинки с Санта-Клаусом: одну на глянцевой бумаге, а другую — на обычной. Дошколята выбирали глянцевого Санту, что позволяет предположить, что тяга к блестящему есть нечто врожденное.
Такой вывод переносит нас в дебри эволюционной психологии.
Объясняя концепцию, в рамках которой они рассуждали, Патрик приводит общеизвестный пример: «Не важно, в какую часть света вы отправитесь, идеальный пейзаж в воображении человека любой культуры будет одинаковым — пышным и зеленым. Даже в Южной Африке считают так, хотя для них такие пейзажи совершенно непривычны. Но все подсознательно предпочитают именно такие места, поскольку они богаты на [пищевые] ресурсы».
Итак, исследователи высказали предположение, что люди предпочитают блестящие предметы потому, что они напоминают им воду. Нужно отметить, что и более ранние исследования показывали, что люди склонны ассоциировать блестящее с мокрым.
С эволюционной точки зрения, почтительное отношение к воде вполне объяснимо. Роль пресной воды для нашей жизни и здоровья очевидна — без нее мы можем обойтись лишь несколько дней.
Для проверки гипотезы, ученые поставили такой эксперимент. Испытуемым показывали блестящие предметы, но предварительно их разделили на три группы: одну просто накормили соленым печеньем, другой — печенье дали запить водой, а контрольной группе не стали давать ничего. Результат: чем больше испытуемые хотели пить, тем большее предпочтение они выказывали блестящим предметам.
Так что все это означает для ювелирного дела? Ванесса Патрик вспоминает, что на ее бывшей работе — в агентстве J. Water Thompson — всегда размещали блестящие украшения на матовом фоне, чтобы подчеркнуть их лоск.
Наше исследование подтверждает правоту этой идеи. Когда вы хотите выставить украшения в наилучшем свете, сделайте так, чтобы они выделялись. Ну или хотя бы дайте покупателю чего-нибудь солененького прежде, чем предлагать ему бриллианты.
Ванесса Патрик