Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.
Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.
Состав эмали
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями. Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).
Виды эмалей
По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:
- прозрачные (сквозные);
- глухие (опаковые).
Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.
Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.
Техника нанесения
В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла, с последующим обжигом в печи при температуре 700−900 градусов. Эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла. Основной сложностью является правильный подбор типа эмали и металла-основы.
Во-первых, чтобы избежать коробления и деформации изделия при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть значительно выше, чем у эмали.
Во-вторых, так как вещества имеют свойство расширяться и сжиматься, эмаль и металл должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.
Также не менее известной является перегородчатая эмаль. Эта техница является самой древней, и использовалась еще в Древнем Риме и Египте. По контуру рисунка напаивается тонкая проволока, либо плоские перегородки, в получившиеся ячейки засыпается порошок нужного цвета, изделие обжигается в печи, а затем поверхность шлифуется.
Выемчатая техника основана на вырезании на поверхности металла узора. В полученные выемки закладывается порошок и сплавляется аналогичным способом.
Сегодня стали очень популярны украшения с эмалью, и не только серебряные или золотые, — бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже. Даже обручальные кольца стали украшать яркими красками.
Сочетание различных техник нанесения и цветов эмалей предоставляет мастерам безграничные возможности в воплощении своих художественных фантазий. Одним из примеров использования эмали является коллекция кулонов Salvatore Ferragamo.